— Поскольку снимался фильм долго, а монтировать я начал параллельно со съёмками, то первые версии снятого материала появились приблизительно через два месяца после завершения съёмочного периода. Весь же пост-продакшн, на котором я так или иначе был задействован до конца, занял много времени, и я оставался закреплённым на проекте, так как по мере появления графики, да и звука, монтаж возобновлялся.
На «Ледоколе» я пользовался методом работы, который вывел для себя давно и придерживаюсь по сей день: на первых этапах я не столько монтирую, сколько «разминаю» материал, делаю бесконечные селекции, эскизы, нахожу какие-то связки, придумываю звуковые решения, придумываю среду. Ближе к окончанию съёмок у меня было уже огромное количество секвенций по каждой сцене с различными вариантами диалогов, переходов и прочих элементов. После такого знакомства с материалом сцены складываются молниеносно. Я очень полюбил этот метод и, честно говоря, «подцепил» его у Зигфрида, своего французского товарища, очень талантливого музыканта, фотографа, оператора, режиссёра. В двух словах его не опишешь. Но при этом достаточно один раз увидеть. Кажется, все его работы побывали в Каннах. Он снимает сам (абсолютно фантастично), но при этом снимает очень много, и когда на монтаже сотня часов материала, у тебя нет другого выхода. Снова и снова, снова и снова отсекаешь лишнее, пока не остаётся только самый жемчуг. В голове наступает порядок — уже понятно, что нужно сделать, что выбрать, в какую сторону двигаться. И нередко кадры сами находят друг друга, возникает склейка, как будто без твоего участия. Это, собственно, магия. Мне вообще нравится пребывать в иллюзии, что я только обслуживаю материал.